Публикации | Новые форматы листового офсета

Новые форматы листового офсета


С.А. Сергеев, к.т.н.

Свершилось.
Листовые офсетные печатные машины 205 формата, о которых говорили, начиная с drupa 2004, наконец, появились и в России. Таким обра-зом, снято ограничение 102 формата, а сам он переведен в разряд средних . И началось поступательное шествие.
Теперь наверх , в 205 формат, уйдут работы, составляющие часть за-грузки 102 формата. Скажем, реклама, состоящая из нескольких элемен-тов, которая в собранном виде должна выглядеть как единое целое, без разнотона. От таких заказов и отказаться не грех.
Но перераспределение заказов, конечно, не закончится наружной рек-ламой, превышающей возможности 102 формата. Для загрузки туда же уйдут и традиционные 102 - е форматы: плакаты, репродукции и т.д., по-скольку, по крайней мере, в первое время новые машины вряд ли себя обеспечат чисто 205-й продукцией. Конечно, перераспределение зака-зов для загрузки нескольких машин внутри российского рынка капля в море. Но с увеличением числа таких машин перераспределение перейдет в тенденцию и тогда на долю 102 формата останется, в основном, этикеточная и упаковочная продукция, на которую 205 не покусится (кстати, на упаковку покусится: упаковка упаковке рознь). Но и в этикетке спокойной жизни 102 формату не предвидится, поскольку эту часть рынка постепен-но забирают рулонные печатные машины, имеющие в своем составе сек-ции для различных видов печати флексографские, офсетные, трафарет-ные а также отделочные, дающие на выходе не листы, а уже полуфаб-рикат или готовую продукцию. Сочетание в одном изделии оттисков не-скольких видов печати расширяет возможности оформления этикетки и упаковки, а скорости ролевых машин снижают их себестоимость. Это де-лает данный вариант печати привлекательным.
На таком рынке, как российский, машинам 102 формата еще долго ни-чего угрожать не будет. На их век работы хватит, была бы ниша и заказ-чик.
А вот заказчик за последние 15 лет придирчив стал не в меру. И ОСТ на этикетки довольно свежий. Равно как и Технологические инструкции по процессам офсетной печати.
Вся беда в том, что этикеточную бумагу 70 80г\м2 по прежнему раздает к краям. Толще не возьмешь и лишний расход денег, да и пи-щевики ругаются. В итоге 10-тысячный тиражный лист существенно от-личается по цветовым характеристикам и совмещению мелких деталей от подписного. И если разнотон еще можно минимизировать, то с мелкими деталями проблемы все равно остаются.
Практически не бывает этикетки без логотипов, медалей и т.д. А они разнообразны, и это серебро и бронза. Печатать их нужно последними краскопрогонами, да еще по выворотке, а лист уже раздало на преды-дущих. Вот и несовмещение.
Бороться можно: уменьшить количество этикеток на листе, задать за-предельные значения треппинга, разбить изображения при печати. Но это приводит к ухудшению качества воспроизведения мелких деталей вплоть до их потери. Что в этикетке нежелательно.
Очевидно, что, уменьшая количество изделий на листе, следует умень-шать и формат листа. При этом будет недоиспользован полезный формат большой печатной машины. Выход - печать на машине половинного формата. Половина 102 го формата есть формат 74 й. Качество печа-ти, безусловно, улучшается, а вот листопрогоны увеличиваются вдвое. Че-го не хотелось бы.

Продвинутое половинчатое решение.
На фоне грандиозных событий, описанных выше, почему-то почти не-заметным оказалось появление на российском рынке офсетных печатных машин 75 го формата. Сразу двух фирм Sakurai и Ryobi, точнее трех, поскольку MAN Roland для машин 500 серии опционально предлагает 75 формат (см. табл.1).
Ну и для чего, спрашивается, нужен этот 74+1 ?
Оказывается, он нужен и очень. И плюсов у него далеко не один, а го-раздо больше. Обратимся к таблице 1.

Сравним живописное поле печатных машин трех форматов: 74, 75 и 102.
Таблица1


Отметим разнообразие форматов живописного поля полуформатных машин и тенденцию к их увеличению. Вот оно, поступательное движение.
Соотношения наибольших значений полезных форматов: 102 : 74 = 1 \ 0,5; 102 : 75 = 1 \ 0,6; 75 : 74 = 1 \ 0,84. Выигрыш в полезном формате при использовании 75-й машины уже просматривается. Теперь его следует с умом использовать.
Не отходя от затронутой выше темы, рассмотрим использование машин 75 формата в производстве этикеток. Замахнемся на владения 102 форма-та, точнее, подберемся к нему снизу.
Сразу отметим технологические преимущества. Формат меньше, зна-чит, бумагу не будет так раздавать . То есть, на скоростях печати 102 формата вероятность несовмещения по технологическим причинам на од-них и тех же бумагах меньше. А допуски Технологических инструкций по точности совмещения одни и те же что для полного формата, что для половинки . Но на половинке их выдержать легче. Это снимет часть проблем в допечатке . Треппинги меньше; пусть еще не по умолчанию но и не такие, как для 102 формата. Значит, качество отдельно взятой эти-кетки по воспроизведению мелких деталей и их совмещению на поло-винном формате будет выше. С копировкой проще. Печатнику легче контролировать такой лист. Вес стопы того же листажа на приемке мень-ше, значит, проблема отмарывания по заливкам уже не так актуальна. От-браковки меньше.

Продолжим?
Сравним возможности печатных машин 74, 75 и 102 форматов по тех-нологическим показателям. Для этого воспользуемся ОСТ 29.1 2001: Этикетки, отпечатанные способами офсетной и флексографской печати. Издательско-полиграфическое оформление. Общие технические условия и выберем наиболее распространенные изделия: комплекты этикеток для пищевой промышленности, промышленных товаров, медицины и парфю-мерии. Просчитаем количество этикеток или их комплектов, которые можно разместить на листах 74, 75 и 102 форматов. Для наглядности по-считаем и листовки до А-4 и В-4 форматов включительно. Результаты сведем в таблицу 2.


Таблица 2.



Довольно разнообразный парк машин 74 формата представим маши-ной Oliver 74 серии, имеющей наибольший формат печати - 520х730мм. Из машин 75 формата для расчетов также выберем наиболее 75-ю ма-шину, т.е. с наибольшим форматом живописного поля - 765х585 мм.
При расчете данных для таблицы предполагалось, что листы 102 фор-мата имеют направление волокон вдоль образующей печатного цилиндра, а 74 и 75 поперек. При формировании спусков этикеток на ликеро - водочную продукцию на листе располагался весь комплект: этикетка, контр-этикетка, кольеретка. Долевое направление запечатываемого листа учи-тывалось там, где это необходимо. По возможности изделия располага-лись для разрезки в чистый рез . Во всех остальных случаях рассматри-вались варианты максимального заполнения листа продукцией, но только одного наименования. На листах предусматривалось размещение кон-трольных шкал, рекомендованных Технологическими инструкциями по процессам офсетной печати.
В таблице умышленно не приводятся результаты расчетов по этикет-кам, невыгодным для машин одного из сравниваемых форматов, чтобы исключить возможность тенденциозной подачи материала. Также не рассматриваются вопросы печати картонных упаковок, слишком разнообразных по конструкции и дизайну, хотя интервал толщин запечатываемого материала у машин ряда Oliver 275 - 475SD (0,04 0,6мм) это позволяет.
Преимущество 75 формата по отношению к 74 очевидно. Оно особенно наглядно на примере листовок А-4. Если в дизайне листовок и при формировании их спуска грамотно использовать весь формат запечатываемого листа (а на Oliver 75 - й серии он 770х600мм), то наградой профессионалу будут 2 лишние листовки за один листопрогон, + 50%. На 102 -й формат таких листовок ляжет 9 (в 2,25 раз больше, чем на 74 и только в 1,5 раза больше, чем на 75). Есть, над чем задуматься.
Теперь об этикетках, тех, что в таблице 2.
Сразу обратим внимание на тенденцию. Чем меньше размер этикетки, тем выигрышнее 75 формат. 102-й тоже вроде бы неплох, но маленькое изделие характеризуется тем самым обилием мелких деталей, о котором упоминали выше. И шестикрасочные этикетки для 20г. шоколадки с выворотками все равно не совместишь на листе полного формата. А если их потом тиснить фольгой? Или просто точно резать на требуемый формат? Хорошее совмещение для такого изделия гарантированно достигается только на листе половинного формата на какой машине ни печатай. Значит, помимо экономических выгод у 75 формата наличествуют технологические преимущества, которые влекут за собой то, за что иногда платит заказчик качество. Не будем расходовать печатное пространство из-дания; см. таблицу 2.
Но отпечатать это еще не все. В листах заказчик не возьмет. Нужны отделка, резка контроль перед упаковкой.

Завершим.
Если отпечатанная продукция нуждается в последующей отделке горячим тиснением, то следует учесть, что наибольшее распространение в России получили более дешевые полуформатные позолотные прессы. На них и будем ориентироваться в дальнейших рассуждениях.
При печати на машине 74 формата полезный формат таких прессов недоиспользуется.
Печать на машине 102 формата чревата двумя вариантами:
печать в формат позолотных прессов с недоиспользованием полезного формата печатной машины,
максимальное его использование с последующей разрезкой лис-тов пополам, потерей верного угла в половине тиража и недоис-пользование полезного формата позолотного пресса.
(Отметим, что полезный формат Oliver 75 серии хорошо согласуется с полуформатными позолотными прессами).
Для резки листа этикеток полного формата необходима резальная машина, минимальная длина реза которой заведомо больше его диагонали. Но чем она больше, тем ниже точность резки. Ну и работать со стопой полного формата даже при наличии всех приспособлений физически тяжеловато.
Поэтому при резке все преимущества у продукции, отпечатанной на полуформатных машинах. Работать со стопой легче, точность резки выше.
Итоговое качество изделия формируется отдельными технологическими операциями. Чем меньше мудрили над ним на всех стадиях изготовления, тем очевиднее различаются основной тираж и случайно кинутые машиной листы. Это облегчает контроль и не превращает его в нудную сортировку.
Но это не все.

С этого обычно начинают.
Прежде, чем машину купить, выбирают, куда ее ставить. Для этого требуется знать ее характеристики - габариты и потребляемая мощности - (см. таблицу 3), определяющие требования к подготовке помещения. Для единообразия будем говорить о четырехсекционных печатных машинах.

Таблица 3






Сравним площадь, занимаемую оборудованием трех форматов: 74 18,6м2 , 75 23,4м2 , 102 30,6м2 и вычислим минимальную зону обслуживания. Для 74 формата это 60м2 , для 75 70м2 , для 102 90м2 . Это без учета площадей, необходимых для хранения текущего запаса бумаги, полуфабрикатов и готовой продукции, т.е. минимально.
Но в офсете следует учитывать не только площадь, а еще и объем цехов, нуждающихся в определенном климате. При стандартных требованиях к высоте производственного помещения это, соответственно, не менее 270м3 , 320м3 и 410м3.
Добавим, что приспосабливаемое под полиграфическое производство помещение с его сеткой колонн, монтажными проемами, транспортными путями легче адаптируется к половинным форматам.
Потребляемая мощность. Вопрос не столько в том, сколько за нее нужно платить, а где ее взять, чтобы потребить. И последствия аварийного обесточивания 102-й машины в выходные из-за перегрузки сети - это уже не состояние ее секций после удара, а то, что она простоит до понедельника при сведенных прессах и включенной лаковой секции.
И мощности, потребляемые машинами половинных форматов (почти в 3 раза меньше), становятся весьма привлекательными по причине их большей доступности и меньшей вероятности описанных происшествий.

Предупрежденный защищен.
Расширение парка листовых офсетных машин по форматам и их разнообразие внутри форматных групп способствует большей их специализации применительно к конкретным видам выпускаемой продукции. Результатом специализации должны быть снижение себестоимости единицы продукции и высокая рентабельность ее выпуска в целом.
Правильный выбор печатной машины позволит избежать лишних затрат на ее покупку и подготовку помещения, снизит срок окупаемости и обеспечит доходы ее владельца.
Главное выбрать правильно.

журнал "Полиграфия", №1, 2006 г.

 
Контактная информация:

Адрес: 111033, г. Москва, Золоторожский Вал, д.11, стр. 1
Телефоны: (495) 933-30-40, 663-38-35, 988-16-42
Факс: (495) 933-30-40
e-mail: animar@animar.ru
© 2007 ООО "АНИМАР ГРАФИКС"
Разработка
сайта




Вход для пользователей