Публикации | "Ловушка" для полиграфистов
 

 

 

Треппинг «по умолчанию».

По-настоящему «уйти» от проблемы несовмещения можно, только отказавшись от многокрасочной печати. Но если желание печатать многоцветку пересиливает, то следует быть готовым к упомянутым проблемам. Причин – от объективных, до субъективных – более чем. Ну, с субъективными  все разбираются индивидуально, а большинство объективных проблем можно и должно решать на стадии допечатных процессов, программное обеспечение которых подарило нам слово: «Trapping».

В одном из приложений эта замечательная процедура позволяет увеличивать линейные размеры светлых графических элементов оттиска при наложении их на темные, компенсировав тем самым яркостные перепады, вызванные неточным наложением красок друг на друга в процессе печати. Эти перепады формируются как белым контуром бумаги, так и цветным контуром наложенных друг на друга перекрытых красочных изображений; очевидно, что при несовмещении неизбежно будут присутствовать оба типа контуров.

Если неизвестно, какие значения треппинга задавать для компенсации, их подскажут те же программы компьютерной верстки. Так,  QuarkXPress при включенном треппинге «по умолчанию» задает его значение 0,144пт. Поскольку современный пункт равен 0,352мм, то «кварковский» треппинг в миллиметрах: 0,352мм * 0,144 = 0,05мм. Если учесть, что QuarkXPress задает значения треппинга, как говорится, «на одну сторону», то реально полученное нами число превращается в допуск, ± 0,05мм, или величину несовмещения, разрешенную нам Технологическими инструкциями при печати на мелованных бумагах.

Но можно задавать треппинг и самостоятельно, основываясь пока на чужом опыте. Современная литература по допечатным процессам предлагает базовые таблицы рекомендуемых значений треппинга для основных видов печати и типов запечатываемого материала. Отметим, что использование их дает, как правило, исходные данные, которые затем уточняются практикой работы конкретного полиграфического предприятия. Применительно к офсету это выглядит так:

 

Значение треппинга для различных типов печатного оборудования и запечатываемых материалов.

Табл. 1

№п/п

Вид печатной машины

Тип запечатываемого материала

Линиатура вывода,

lpi

Треппинг

пт

мм

1

2

3

4

5

6

1

Офсетные листовые

Мелованные бумаги

150

0,25

0,09

2

Офсетные ролевые

мелованные бумаги

150

0,30

0,11

3

Офсетные ролевые

немелованные бумаги

133

0,40

0,14

 

 

Отметим, что табличные значения треппинга превышают несовмещения, разрешенные Технологическими инструкциями. При этом большинство производителей гарантирует для своих офсетных печатных машин  более высокую точность совмещения при многокрасочной печати. Где же лежат «нужные» значения треппинга, и от чего они, в конце концов, зависят?

 

 

CMYK

 Если имеем пару: У - М, то очевидно, что более светлая, У  «прячется» под более темную, М. А если пара: М - С,  то какая краска светлее и как их наложить друг на друга без образования заметного контура?

Тут не обойтись без рекомендаций Adobe. Именно эта мудрая фирма предложила и реализовала методику расчета светлоты  контура цветного объекта, полученного в результате треппинга, по нейтральной плотности (N) каждой краски триады. Adobe предложила также свои табличные значения N для плашек различных триад красок, такие как N, например, представленные в таблице 2.

 

Нейтральные плотности N для триад красок

Табл. 2

 

Тип  триады               

                   N краски

C

M

Y

K

1

2

3

4

5

Euro

0.51

0.62

0.04

1.67

SWOP

0.60

0.76

0.16

1.73

Поскольку N учитывает нейтральную составляющую цветов, то определить, какой из объектов, М или С, светлее и правильно провести треппинг, можно по разности их значений. (Очевидно, что в обоих случаях светлее С, его и «прячем» под М).

 На основании данных таблицы можно  рассчитать N  и для растровых объектов, сформированных в результате наложения красок триады.

N = - N (K) × 1g[1 – Sотн(1 – 10 – N (color) / N (K))],

 

где N – нейтральная плотность растрового поля триадной краски,

      N(К) – табличное значение нейтральной плотности черной краски триады

      N(color) – табличное значение нейтральной плотности триадной краски

                  Sотн – относительная площадь растровой сетки триадной краски.

                    Методика применима для сравнения любых составленных из СМУК цветов, а поскольку мы имеем дело с логарифмическими величинами, то N составного цвета рассчитывается как сумма N формирующих его красок.

Когда в состав растровых фонов, формирующих цветной печатный элемент, входят цвета, именуемые в некоторых изданиях родственными, треппинг можно не делать вообще. Например, при наложении однокрасочных на бинары, имеющие общую краску, или бинаров, имеющих одну общую краску, друг на друга. Или при печати черным по цветному (overprint).

                    Бывают случаи, когда треппинг для прозрачных печатных материалов рассчитывается по методике, применимой для кроющих красок. Например, для  местного лакирования  прозрачными лаками используют overprint как для кроющих красок, но со своими расчетными значениями.

Порою нереально компенсировать несовмещение в трехкрасочном тексте, отпечатанном по белой бумаге. Основная проблема состоит в ее белом фоне, подчеркивающем  малейшее несовмещение.

Поэтому желательно еще на допечатной стадии избегать применения, например, трехкрасочных шрифтов малого кегля светлого начертания (шрифт должен быть не менее 4п, полужирного начертания, рубленый), тонких линий, вывороток на сложном цветном фоне и т.п. Если все же необходимо иметь на оттиске сложные (например «фирменные») цвета, то дешевле и спокойнее использовать при печати  дополнительные краски Pantone вместо «сложенных» из СМУК  цветов.

           

Кроющие краски

Рассмотренный выше метод расчета N верен только для прозрачных триадных красок и не подходит для печати кроющими красками Pantone. А если при печати применяется несколько кроющих красок, то для корректного выполнения треппинга нужно указать порядок их наложения и при этом все равно можно не избежать ошибок. Так,  «серебро», хотя и имеет малое значение N, нужно печатать последним, а все прочие краски «втягивать» под него. К сожалению, в таких ситуациях трудно подобрать приемы треппинга адекватно учитывающие взаимодействие прозрачных триадных и кроющих, «пантонных», красок между собой. Расчет треппинга неоднозначен, например, применительно к «бронзе» и «серебру», с которых каждый последующий краскопрогон «съедает» интенсивность  «металла». Хотя при формировании такого файла можно использовать специальные таблицы типа «trap pair», но, на практике, к сожалению, это не всегда дает правильный результат. В этом случае треппинг задавается или «вручную», на основании личного опыта оператора, или  приблизительным пересчетом N.

Удвоим треппинг втрое!

Понять, что заданное значение треппинга было недостаточным, можно по одному оттиску. А вот на вопрос, насколько избыточен заданный треппинг, может дать ответ только «следствие», с тщательным изучением всего тиража и «разборкой полетов» по всей технологической цепи. И не по контрольным шкалам, а по конкретному совмещению каждого сюжета на каждом листе.  Примечательно, что заведомо избыточные значения треппинга, обеспечившие сложному заказу его исполнение «с первого предъявления», укореняются в практике полиграфических предприятий и передаются верстальщиками друг другу как тайное знание. Одним словом, треппинга у нас много не бывает.

 

 

Журнал Publish №12, 2007


Ликвидировать ип в Москве надежно можно только у профессионалов.
 
Контактная информация:

Адрес: 111033, г. Москва, Золоторожский Вал, д.11, стр. 1
Телефоны: (495) 933-30-40, 663-38-35, 988-16-42
Факс: (495) 933-30-40
e-mail: animar@animar.ru
© 2007 ООО "АНИМАР ГРАФИКС"
Разработка
сайта




Вход для пользователей