Публикации | Лиха беда – начало

Лиха беда – начало

TО ВÈGIN ЗНАЧИТ: НÁЧАТЬ .

Кто на новенького ?
Прошли времена, когда все заворачивали в газету, сейчас упаковка обязательный элемент рекламы. И упаковка, и этикетка оплачены изготовителем того самого изделия, которое упаковывают и этикетируют. Пока человечество черпает информацию с бумажных носителей, полиграфия неистребима.
Любой кризис в худшем случае затронет, но не уничтожит полиграфическое предприятие разумных размеров и профиля. Поэтому естественное желание человека беспроигрышно вложить свои капиталы приводит его в эту непо-топляемую отрасль.
Но вот что приобретать, как организовать производство, да и вообще с чего начать?
Если неизвестен рынок спроса на продукцию, то, наверное, начинать с полноциклового предприятия не стоит. И речь пойдет об очередном, 1000001 (или уже 1000002?) полиграфическом предприятии по выпуску листовой мно-гокрасочной продукции. Кстати, все предыдущие здравствуют и если не купаются в роскоши, то работают - и будут работать заказов хватит. Совсем в листах продукцию сдавать дешево, поэтому помимо листовой продукции будут скажем, этикетка и упаковка в крое. Все денег побольше.
Скорее всего, для начала будет выбрана полуформатная офсетная четырехкрасочная машина (сошла бы и двухкрасочная А3 формата, но с полуформатной четырехкрасочной первый миллион заработать быстрее).
Выберем среднестатистический тираж приведенного формата и красочности и определим максимальную суточную производительность машины. Это поможет произвести расчет будущего предприятия, включая состав и количество отде-лочного и вспомогательного оборудования, а также площади, нужные под него, исходные полиграфматериалы, полуфабрикаты и готовую продукцию.
Затем можно рассчитать себестоимость, рентабельность, окупаемость и ре-шить, наконец, выгодно это или нет.
И если выгодно, то центральным моментом проекта будет правильный выбор печатной машины.
Машина имя существительное.
Потому что требуется к ней довольно много прилагательных. Машина занимает определенную площадь, которую следует умножить на соответствующий коэффициент, чтобы получить минимальную зону обслуживания. Добавим сюда площади для хранения хотя бы суточного запаса акклиматизированной бумаги. Плюс места для хранения полуфабрикатов, если желаемый результат за один листопрогон не получается. Да и технологические выстои должны соблюдаться, т.е. площади под накопители лучше рассчитывать с запасом .
Считаем, что средний тираж 10тыс. листов при красочности 4+0. С приладкой это час работы (есть такие машины, см. ниже). За 8 часов смены это 5 - 6 тиражей. При двухсменной работе 10 12. По максимуму 120 тыс. листов оттисков в сутки. То есть, не менее дюжины стапелей готовой продукции. И не раньше, чем через сутки все это хозяйство можно перемещать на участки резки, вырубки, тиснения и т.п. Добавим площади под участки: копировальный, резки и, допустим, высечки. И первый этаж производственного корпуса готов.
Если машина может печатать до 12 заказов в сутки, значит, в производственном отделе каждый день должны лежать не менее 14 законченных проектов. Такова должна быть производительность отдела препресс или активность службы маркетинга (в смысле подготовки сторонних с пленками - заказов). Считаем площади под участок препресс (до 14 проектов в сутки - от дизайна до пленок - много народа и тачек нужно). Это еще этаж. Полно-стью.
Теперь отделка. Печатная машина самый производительный компонент всего технологического процесса. Производительность позолотного пресса, равно как и вырубной машины, примерно вторе ниже. Значит, нужно вдвое утроить парк этого оборудования, а также накопители под полуфабрикаты. Этаж.
Склады готовой продукции, материальные и т.п. скажем, в подвал (специально оборудованный).
А офис? Для него тоже метры нужны и не простые, а квадратные. Этаж.
И так во всем. Одна не самая большая машина инициирует формирование дос-таточно большой производственной структуры, плюс здание в несколько эта-жей, с подвалом, и, возможно, мансардой.
Но она же эту структуру и содержит. Потому что, умножив рассчитанную суточную выработку в листах на их отпускную цену, получим тысячи у. е.
Пока в уме. Их еще нужно заработать.

Заказывать что будем?
Итак, требуется не дорогая, известная в России полуформатная четырехкрасочная офсетная печатная машина. Первичный поиск проводим по сайтам фирм продавцов.
В относительно близкой по ценам группе на российском рынке оказались до-вольно разные машины, такие как Oliver 466 фирмы Sakurai, Performa 66-4 фир-мы KBA и Dominant 747 фирмы Adast.
Нет полиграфиста в России, не слышавшего про Dominant. Все когда-либо на нем работали, конструкция известна с достопамятных времен.
Performa новое обличье машины Polly, получившей за последние 15 лет оп-ределенное распространение в России.
И те же 15 лет российской полиграфии верно служат японские печатные ма-шины Oliver.
Технические характеристики печатных машин сравнить несложно:
все данные приведены на сайтах фирм - продавцов, несущих ответствен-ность за их достоверность и полноту.
У Performa и Dominant чуть больше, чем у Oliver ширина листа. Самонаклад и приемка в стандартной комплектации высокие - для длинных тиражей. Мак-симальная толщина листа чуть больше.
Что, в общем, не принципиально: интервал толщин наиболее часто используе-мых картонов находится в пределах 0,3 - 0,4 мм, поскольку материалы покупаем тоннами, а продукцию продаем листами. Как и толщины печатных форм на Oliver от 0,2мм. Алюминиевых такой толщины не купишь, а с полимерных у нас на таком формате не печатают (возможно, и зря).
А вот минимальный формат листа у Oliver меньше. Это расширяет ассортимент предложений по заказам.
Декель на Oliver не 2 мм, а целых 3, т.е. его можно сделать как жестким, так и полужестким; это расширяет технологические возможности машины. Для пропечатки ряда материалов на машинах с жестким декелем приходится задав-ливать резину до колец . Резина после тиража идет на выброс . Полужесткий декель позволяет избегать подобных ситуаций, обеспечивая требуемое качество.
И, конечно, Oliver привлекает скоростью печати. Если учесть, что его можно смело гонять не на крейсерских -70% от максимума, а на скоростях, близких к максимальным, то выигрыш в производительности получится двойным: до 14 тыс. от./час. Ниже самонаклад легче стеллажи на приемке. Следовательно, уменьшается вероятность перетискивания тиража в стопе, да и обслуживать такие машины физически легче.
Для людей обстоятельных это необходимая, но не достаточная информация.
Почему то получается, что выбирают и формируют конфигурацию, как маши-ны, так и производства в целом одни, а работают на нем уже другие. Частичным объяснением этого парадокса является то, что процесс от идеи до производства растягивается во времени, а на одном предприятии столько не живут .
За это время предприятие может сменить генеральных заказчиков, поменять профиль. Значит, выбранные ранее и оплаченные опции печатной машины оказываются невостребованными, а это выброшенные деньги .
Оценив технические характеристики машин, бережливые люди внимательно изучают базовую комплектацию выбираемых печатных машин. Для этого опять следует обратиться к сайтам. В предложениях различных фирм она различается и то, что у одних базовая комплектация, у других - опции. Не рискуя злоупотребить вниманием читателя и объемом статьи, отметим, что предложение по Oliver обширнее и превышает предложение и по Performa, и по Dominant на 12 позиций. Ну и понятно, что базовая комплектация формирует стартовую цену машины.
Отдельный, но не последний вопрос - трудоемкость обслуживания машины. Например, Dominant перенастраиваются на печать с переворотом вручную, Oliver с пульта ( и вообще все настройки с пульта). Но это дело привычки.
Обратим внимание на потребляемую машинами мощность она у Oliver на 3 кВт/час выше. Эти лишние киловатты, потребленные машиной, существенно облегчают работу печатника и гарантируют качество тиража на скорости 14тыс. от./час. Печатнику остается только правильно распределить силы на всю смену.
А вот со сменами то следует разобраться. Потому что прибыль предприятия зависит не только от производительности оборудования, но также и от того, как оно эту производительность использует.

Не царский режим
Что лучше 2 смены в день по 12 часов или две классические восьмичасовые смены?
В первом случае машина загружена 24 часа в течение всей недели.
Что это значит? Бригада приходит в 8 утра. Пере- (курить, одеться, говорить и т.п.). На холодной машине не печатают, не перекуривши не прогревают. Разобраться с заказом, сделать и переделать формы, приладить. В общем, тираж печатаем где-то с девяти, не раньше. И работаем без перерыва до 12.00 (до обеда). Что можно сделать за это время? Максимум 2 тиража по 10тыс. (при-ладка, да еще с заказчиком, плюс печать; 1,5 часа на каждый тираж). А обед это ОБЕД. Потом перекурить (кто же курит в обеденное время), подождать заказчика и около часа начать печатать. Никто не филонит. Дальше: три тиража до 17.30. Потом coffee - break святое. И последний тираж к 19.30. Дальше смыть машину, заполнить рапортички, переодеться и ровно в 20.00 в проходную. Итого: шесть тиражей по 10тыс. за 12 - часовую смену. Если напрячь печатников - семь. Но это себе дороже потом тиражи сортировать.
Если на прогоне один большой тираж, это - 70 -80 тыс. в смену. В общем, за сутки 12 тиражей по 10тыс., или 140 тыс. в прогоне (вообще то производи-тельность ночной смены всегда меньше: заказчик опоздал, тираж сняли, краски нет и т.п.). Работа в выходные, да еще в ночь - та же песня, иногда и с припевом А нам все равно . Начальства нет, мастер на себя ответственность не берет, заказчик в выходные едет неохотно, пленки не совмещаются. Или машина сломается (не пополам, но, все таки). В конце концов, пусть и в выходные все 12, но - и только.
ЗА:
Все довольны. Рабочие (смены 2 дня через 2). Начальство машина работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

ПРОТИВ:
Фактически 8 часовая смена, засчитываемая за 12 рабочих часов.
Мастер ночной смены принимает все навалом в лучшем случае у мастера дневной смены, которому своей 12 - часовой было предостаточно. И если что не так, заказ просто снимается. То же с работой в выходные.
Ночью и в выходные склады закрыты. При отсутствии или нехватке мате-риалов заказ снимается.
Все снятые заказы переходят на дневную смену, сбивая графики печати.
Нет выделенного времени на сервисное обслуживание. Машину нужно останавливать для профилактики, скажем, в начале или конце месяца.
Внеплановые остановки срывают график работ.

Как раньше
Это 2 смены по 8 часов в сутки. Но - совсем как раньше . Это значит, что машина (прогретая) начинает работать в 7 часов. И к 8.30 сдает первый тираж. Пусть все остальное см. выше, но до 15.30. Те же 6 тиражей. Второй смене пе-редается прогретая машина с тиражом на прогоне , или, по крайней мере, с прилаженными формами. Проконтролировать и увязать все возникшие пробле-мы легче, чем в 20.00 все руководство присутствует. Множим выработку смены на 2 (у обеих смен она наверняка одинакова) = те же12 тиражей по 10 тыс. за 2 смены.
ЗА:
Для профилактических, сервисных и иных работ остается ночь. Если появляется заказ- молния , его можно отпечатать, без ущерба для основного графика;
Обе смены большую часть рабочего времени на глазах руководства, маркетинга и производственного отдела. Это гарантирует обеспеченность заказа бумагой, красками, лаком, штампами, комплектами форм и оперативное разре-шение проблем.
Выходные - если позволяет загрузка можно планировать под сервисные и профилактические работы без ущерба для графика.
ПРОТИВ:
Трудно найти печатников, поскольку описанный режим работы именуется соковыжималкой .
Выполнение сервисных работ ночью создает дополнительные сложности сервисной группе предприятия получается, что у них работа круглосуточная.
НО:
никто не ограничивает количество бригад печатников и сервисников, обслу-живающих машину; главное грамотно составить график работ с учетом всех нюансов.
Кто-то должен думать.
Это я о производственном отделе в целом и его диспетчере в частности. Так уж получается, что они заинтересованы в корректном выполнении как отдельного заказа, так и производственной программы в полном объеме с наименьшими временными и материальными затратами. Эти люди обязаны знать и уметь все и работать, невзирая на начальственное: Я приказываю . Иначе последствия не заставят себя ждать.
Скажем, идет плановый длинный тираж тысяч на 100. А в это время заказ ну очень выгодный, но срочный . И плановый бьется на заводы. А заводы это новые формы, лишние приладки (не предусмотренные в предварительном расчете заказа), разнотон, в общем, неприятности. Хорошо, если новый и сроч-ный заказ покроет все затраты. Но, как выясняется, он срочный, потому что от него уже отказалось несколько предприятий, а чудес не бывает.
Когда очередность печати диктуют менеджеры отдела продаж, то почти каж-дый заказ - с перестройкой формата и переходом на другой тип бумаги, а то и вовсе - на картон. Или предыдущий заказ CMYK, следующий Pantone, за ним опять CMYK тут, как опасался Чапаев: одного бензину не напасешься , в смысле - смывки. В описанной ситуации машина большую часть смены простаи-вает, но все при деле и менеджеры довольны. А выработки нет.
Опытный диспетчер этого не допустит, он на 100% дипломат, на 200% тех-нолог, а на остальные (до 1000%) - питбуль. Ему не нужно приказывать, его нет смысла пугать и производство остановится, если у диспетчера однажды сработа-ет инстинкт самосохранения.

Поли много, графио - пишу.
Говорят, что некоторые люди, побывавшие на экскурсии на мясоперерабаты-вающем комбинате, могут надолго стать вегетарианцами. Но мясомолочной от-расли в целом это развиваться не мешает. Мы обозначили некоторые вопросы формирования предприятия и организации производства. Совсем не коснулись технологии. За бортом оставили проблемы снабжения, сервиса, взаимоотношений с заказчиками, кооперации, ets. Было бы еще страшней. И, тем не менее.
Все вышеизложенное - нормальная рабочая ситуация, типичная, наверное, для любого производства. Все решается (лучше на стадии организации). Тогда много писать не нужно. Потому что если статья не отбила охоты к полиграфии, следует переходить к делу. Оно того стоит.

журнал "Полиграфия" №4, 2006г.


Спутниковое телевидение бесплатно — бесплатный пакет от Телекарта ТВ
 
Контактная информация:

Адрес: 111033, г. Москва, Золоторожский Вал, д.11, стр. 1
Телефоны: (495) 933-30-40, 663-38-35, 988-16-42
Факс: (495) 933-30-40
e-mail: animar@animar.ru
© 2007 ООО "АНИМАР ГРАФИКС"
Разработка
сайта




Вход для пользователей