Публикации | Прогулки по рынку листового офсета


Эти радостные хлопоты
Полиграфия во все времена была наиболее прибыльным легальным бизнесом, поэтому разумные материальные вложения в нее окупятся всенепременно.
Если инвестор до конца «в теме», то, наверное, начинать с полноциклового предприятия не стоит. Скорее всего, следует начать с выпуска листовой многокрасочной продукции, для чего, например, может быть выбрана полуформатная офсетная четырехкрасочная машина.
Про два с плюсом
Такая машина, как правило, имеет производительность 15-16тыс. от/час. Т.е,. правильно подготовленный пятитысячный заказ в случае односторонней печати занимает 20 мин. машинного времени, при двухсторонней – никак не более часа. Поэтому вся периодика, полуформатные плакаты и пр. – ее профиль. Но типографий у нас пока больше, чем журналов, поэтому нужен дополнительный, причем, постоянный, источник заказов, которым может стать, например, неистощимая этикеточная продукция.
Печать ее ранее считалось вотчиной «первых» форматов, вся беда которых заключалась в том, что этикеточную бумагу плотностью 70 – 80г/м2 «раздает» при многокрасочной печати. Толще не возьмешь – лишний расход денег, да и пищевики недовольны. В итоге 10-тысячный тиражный лист существенно отличается от подписного по цветам и совмещению мелких деталей. И если разнотон еще можно минимизировать, то с мелкими деталями проблемы останутся, поскольку, например, практически не бывает этикетки без логотипов, медалей и просто «серебра» и «бронзы» в непредсказуемых сочетаниях. Печатать же их нужно последними краскопрогонами, да еще по выворотке, когда лист уже «раздало» на предыдущих. Отсюда – гарантированное несовмещение.
С этим можно бороться: уменьшением количества комплектов этикеток на листе, заданием запредельных значений треппинга, «разбиением» изображения при печати. Это приводит к ухудшению качества воспроизведения мелких деталей вплоть до их потери, что в этикетке не желательно.
Очевидно, что, уменьшая количество изделий на листе, будет разумным уменьшение «первого» формата листа. Можно печатать на машине «половинного» формата, т.е., 74–й. Но тогда вместе с ростом качества печати повышается количество листопрогонов.
Выход есть всегда
Сегодня на российском рынке активно «продвигаются» офсетные печатные машины 75-го, точнее, В2+ формата. Чтобы понять, какие выгоды дает этот формат, сравним максимальные размеры печатного листа машины трех форматов: 74, 75 и 102. (см. табл. 1).
Максимальные размеры печатного листа машин74,75 и 102
 

Пусть у половины из приведенных в таблице машин заявленные форматы листа пока – опция, но у остальных они – объективная реальность (Sakurai выпускает 75-е машины с 2003г.).
Рассмотрим рациональность использования машин этого формата в производстве этикеток. Сразу отметим технологические преимущества. Формат меньше В1, значит, бумагу не так «раздает». А допуски Технологических инструкций по точности совмещения как для В1, так и для В2 форматов одни и те же. Но на В2 их выдержать легче. Это снимет часть проблем на допечатной стадии. Треппинги меньше; пусть еще не «по умолчанию» но и не такие, как для В1. Значит, качество отдельно взятой этикетки по воспроизведению мелких деталей и их совмещению на «половинном» формате будет выше. С копировкой проще. Печатнику легче контролировать такой лист. Вес стопы того же листажа на приемке меньше, значит, проблема отмарывания по заливкам уже не так актуальна. Отбраковки меньше.
Если посчитать
Сравним возможности печатных машин 74-го, 75-го и 102-го форматов по технологическим показателям. Для этого воспользуемся ОСТ 29.1 – 2001 по этикеткам и выберем наиболее распространенные изделия - комплекты для пищевой промышленности, промышленных товаров, медицины и парфюмерии и просчитаем количество этикеток или их комплектов, помещающихся на листах 74-го, 75-го и 102-го форматов. Для наглядности посчитаем и листовки, до А4 и В4 форматов включительно, а результаты сведем в табл. 3.
Количество продукции на листе в зависимости от его формата
 


При формировании спусков этикеток на ликеро-водочную продукцию на листе располагался весь комплект: этикетка, контрэтикетка, кольеретка. Долевое направление запечатываемого листа учитывалось там, где необходимо. По возможности изделия располагались для резки в «чистый рез». Во всех остальных случаях рассматривались варианты максимального заполнения листа продукцией одного наименования. На листах предусматривалось размещение контрольных шкал, рекомендованных Технологическими инструкциями по процессам офсетной печати.
В таблице умышленно не приводятся результаты расчетов по этикеткам, «невыгодным» для машин одного из сравниваемых форматов.


Преимущество 75-го формата по отношению к 74-му очевидно. Оно особенно наглядно на примере листовок формата А 4. Если в дизайне листовок и при формировании их спуска грамотно использовать весь формат запечатываемого листа, то наградой профессионалу будут шесть листовок за один листопрогон, т.е., + 50 %. На В1 формат таких листовок ляжет девять (в 2,25 раз больше, чем на 74-й и только в 1,5 раза больше, чем на 75-й).


Рис.3. Печатная машина Rapida 75, KBA
Теперь об этикетках (см. табл. 3). Чем меньше размер этикетки, тем выигрышнее В2+ формат. В1 тоже (вроде бы) неплох, но маленькое изделие характеризуется тем самым обилием мелких деталей, о котором упоминалось выше. И 6-красочные этикетки для 20-граммовой шоколадки с выворотками все равно не совместишь на листе полного формата. А если их потом тиснить фольгой? Или просто резать на требуемый формат? Хорошее совмещение для такого изделия гарантированно достигается только на листе «половинного» формата. Значит, помимо экономических выгод у 75-го формата наличествуют технологические преимущества, влекущие за собой то, за что иногда платит заказчик – качество.
Об упаковке
Для многих покупателей машины помимо максимального формата существенной является и толщина запечатываемого ею материала, определяющая возможность печати упаковки. Уточним, что покупая картон на вес, продаем мы его – уже в запечатанном виде – листами. Поэтому, естественно, чем тоньше, тем и дешевле. Осмелимся утверждать, что «популярные» у нас картоны по толщине редко выходят за значение 500 мкм (см. табл. 4). При этом наибольшим – по изложенным выше соображениям – спросом пользуются картоны толщиной до 380 - 400мкм.

В общем, толщина запечатываемого материала – «не главное». Тем более, что большинство машин 75 формата уже печатают по материалам максимальной толщины 0,6 - 0,8мм и даже (опционно) до 1мм.

О бумаге и формных пластинах
Поскольку формат бумаги непривычен, возникает вопрос – где брать? Ответ: бумажники готовы работать над любым индивидуальным заказом, если вес заказываемой бумаги этого формата не менее 3,5 тонн. Если прикинуть, то при правильной организации производства за неделю одна машина переработает не менее 50 тонн.
Если учесть, что тиражи сегодня короткие, то и формных пластин - любого формата – требуется немало. При оговоренных объемах заказа пластин не менее определенного количества найти их поставщика для своей «ласточки» проблем не составит.

Слагаемые стоимости машины
Как следует из табл.2, рынок предложений по 75-м машинам обширен, поэтому помимо технологических характеристик следует обратить внимание на базовую комплектацию машины, чтобы убедиться, у какой из машин, соответствующих Вашим запросам, наибольшая базовая комплектация, ну и, разумеется, что в нее входит. В этом случае понятно, какую продукцию и тиражи машина «осилит» в базовой комплектации, а для каких следует прикупить опции. Причем, некоторые машины могут обеспечить заявленные характеристики только со всеми опциями, а для других достаточна и базовая комплектация. Кстати, при этом определяется реальная, а не «заявляемая» продавцом, стоимость машины.

Начинаем с основ.
Существуют два подхода к формированию конструкции секционной машины.
Первый, назовем его «европейским» - машина выпускается и поставляется секциями, которые затем состыковываются на предприятии заказчика. Несомненное достоинство – мобильность при транспортировке и установке. При этом любая фура машину довезет, любая сетка колонн – не помеха. Неудобство – посекционная - при сборке - состыковка машины, с ее последующей юстировкой.
Второй, который в настоящее время практикует большинство японских фирм: машина - до четырехкрасочной - изготавливается на единой станине. Недостаток – меньшее удобство при транспортировке и такелажных работах – на самом деле, более кажущийся. В любом случае, занимаемое под типографию помещение наверняка производственное и его транспортные пути под габариты такой машины приспособлены. Достоинство – машина приходит с небольшим «пробегом» - результатами заводских испытаний и юстировки машины. Как правило, остается агрегатировать ее с электрошкафом, компрессором и станцией увлажнения.
Если красочность машины увеличивается, скажем, до 5 (очень нужная «лишняя» секция: Pantone, «бронза», офсетный лак, да мало ли чего), то машины уже «делятся». Например, Oliver 575SDw (Sakurai) «делится» на три части: (самонаклад с 2 первыми секциями)+(2 следующих) + (последняя с приемкой).
Комплектация
Конечно, нужен центральный пульт управления. Именно он программирует параметры печати и при необходимости запоминает их для повторных тиражей. Когда все приладки машины осуществляются с пульта, это увеличивает производительность и разумно экономит силы печатника.
Самонаклад: должен быть надежен в подаче запечатываемого материала, независимо от его вида, прост в наладке, доступен для ремонта. Стол самонаклада должен быть оборудован стандартным набором прижимных колес, щеток и шариков, устройством регулирования подачи листа и устройствами для «быстрой» приладки по формату.
Красочный аппарат, в зависимости от конструкции: от 18 валиков; сегментированный дукторный нож, подача краски, зонально регулируемая с пульта.
Система увлажнения: спиртовая с рециркуляцией, охлаждением и регенерацией увлажняющего раствора.
Нужно иметь в виду, что печать на 15тыс. и выше от/час. ведет к нагреванию красочного аппарата, когда краска меняет свойства не в лучшую сторону. Поэтому отказ от покупки системы термостатирования валиков может быть приравнен к приобретению машины с иными качественными характеристиками. И все потому, что оптимальный баланс краска – вода для каждой машины достигается и поддерживается на «своей, любимой» скорости печати, когда система увлажнения при известной консистенции краски подает минимально нужное количество увлажняющего раствора, что повышает контраст печати.
Хорошо иметь (при необходимости отключаемый) валик – мостик, связывающий красочный и увлажняющий аппараты.
Не помешает автомат смены печатных форм. Желательно, чтобы формы устанавливались без загибки клапана. Это лишняя операция, да и загибочный станок не будет мешаться - рядом с машиной всегда места мало. Опять же, печатные формы можно будет при необходимости использовать неоднократно. Офсетные цилиндры следует заказывать под «планочную» резину - если уж придется ее менять, то сделать это следует быстро, а «переобувать» желательно все секции. Лучше, чтобы печатный и передаточный цилиндры были двойного диаметра и расположены на «7 часов» - при четырехсекционном построении это обеспечивает всего 7 перехватов листа со всеми отсюда преимуществами.
В приемных устройствах нужны регулируемые вакуумные тормозные барабаны, механизм разглаживание листа, устройство снятия статического электричества и порошковое противоотмарывающее устройство. Без них на больших скоростях печати приемный стапель с «разъехавшимися» в разные стороны листами и выглядит некрасиво, да и работать с ним в отделке сложно.
Для оперативного контроля качества нужен автоматический денситометр, поскольку на 15 тыс. от./час. и коротких тиражах использование печатником ручного денситометра превращает контроль качества оттисков в обряд, не имеющий прямого отношения к конкретному тиражу.
Если предприятие заинтересовано во внедрении и использовании Color Management System, ему необходим интерфейс типа CIP 3, равно как и программа конвертации TIF файлов для соответствующей регулировки сегментированных ножей красочных аппаратов машины.
Теперь о помещении.

Допечатка. Если Вы печатаете в смену не один 105 тираж, а 20 по 5000, то ежедневно допечатное производство должно иметь готовыми столько же (если не более) готовых проектов. При желании можно посчитать площади под препресс, но даже «навскидку» они не меньше, чем под печатный цех.

Печатный цех. Машина занимает определенную площадь, которую следует умножить на соответствующий коэффициент, чтобы получить минимальную зону обслуживания.
Добавим сюда площади для хранения хотя бы суточного запаса акклиматизированной бумаги. Плюс места для хранения полуфабрикатов, если желаемый результат (4+4 и более) за один листопрогон не получается. Следует также соблюдать технологические выстои, т.е. площади под накопители должны быть «с запасом». При правильно организованном производстве 100 тыс. оттисков за 12 - часовую смену машина даст. За сутки – 200 – можно посчитать потребные площади. Если машина без «наворотов» (лакировальная секция, удлиненная приемка, сушки и т.п.), то время окончательного закрепления краски может быть до 48 часов. Таким образом, в цехе должны быть суммарные площади для хранения не менее 4-х суточного объема бумаги.
Отделка. Печатная машина – самый производительный компонент всего технологического процесса. Производительность позолотного пресса, равно как и вырубной машины, примерно вторе ниже. Значит, нужно «вдвое утроить» парк этого оборудования, или увеличить накопители под полуфабрикаты. В общем, целый этаж.
Склады готовой продукции, материальные и т.п. – скажем, подвал (специально оборудованный). И так во всем. Одна, не самая большая, машина требует достаточно большого производственного здания, в несколько этажей, и даже с подвалом, но она же все это и содержит, и окупает, и – дает прибыль.

Журнал Компью-Арт № 11, 2010г.


Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ» - юридическая регистрация ооо в Москве. Открытие расчетного счета, ведение списка участников
 
Контактная информация:

Адрес: 111033, г. Москва, Золоторожский Вал, д.11, стр. 1
Телефоны: (495) 933-30-40, 663-38-35, 988-16-42
Факс: (495) 933-30-40
e-mail: animar@animar.ru
© 2007 ООО "АНИМАР ГРАФИКС"
Разработка
сайта




Вход для пользователей