Публикации | Сервис печатного оборудования, или еще одна Старая песня о главном
 
 
 
 
 
 
 
Сергеев С.А.,
технический директор
 ООО «Анимар»,
доцент, к.т.н.
 
Sergeev@animar.ru
 
Сервис печатного оборудования, или еще одна Старая песня о главном
 
Орудия труда в руках современного пролетариата.
Удивительная особенность нашего времени заключается в том, что мы ее не осознаем. Живем, работаем – и, вроде бы, все. А на самом деле наше время со всем, что в нем происходит, - недописанная новелла марксова «Капитала».
Прежде всего, у нас в стране, вроде бы, опять появился пролетариат – как наемная сила. Не переводя все в плоскость теории, о которой у нас остались смутные воспоминания студенческих лет, коснемся аспекта чисто практического, ограниченного, к тому же, полиграфией.
Что есть орудие труда печатника? Конечно же, печатная машина. И относится он к ней сегодня (в основном) как пролетарий с классических агитплакатов 20-х годов прошлого века - к цепям.
Как будто и не пронеслось над нами шести с хвостиком веков просвещенного книгопечатания, а периодика наша не имеет традиционного названия «пресса» (от, собственно, «ихнего» названия печатной машины). И приходится современных печатников вразумлять совсем как задорновских старушек, норовивших сушить собачек в микроволновках, т.е., практически «с нуля». Про обязанности, возлагаемые на печатника по «Тарифно – квалификационному справочнику» (равно как и про разряды), ему неведомо; о порядке работы на машине согласно «Технологическим инструкциям» он не знает, а о регламенте проведения работ на машине ему вроде бы и известно, но выполнять их не обязательно. И это не его вина, а наша общая беда - тотальная нехватка квалифицированной рабочей силы, вынуждающая обращаться к подобным люмпенам.  
Трудно подобрать печатника на машину, еще труднее сформировать бригаду и совсем уж тяжело – укомплектовать машину положенным количеством бригад. И то - если и укомплектовали – бригады получаются очень «неровные». Приводит это к столь же «неровной» эксплуатации самих машин. Так, одна бригада работает на «крейсерских» скоростях, соблюдая рекомендации фирмы – изготовителя, в то время как вторая «бьет рекорды», работая на скоростях максимальных. При этом квалификация «рекордсменов» не всегда самая высокая среди бригад, а повышенными скоростями печати они компенсируют затяжные приладки, чем безо всякой нужды выводят машину в «пиковые» режимы печати (что «не здорово»). И это потому, что у машины нет «единого хозяина» в виде «самого первого» печатника/мастера/начальника цеха/главного механика, способного задать и проконтролировать единый режим эксплуатации машины. Штату мастеров это не положено «по штату», а цеховой технолог (в лучшем случае – один) круглосуточно находиться при машине не в состоянии.
О парке печатных машин.
Предложим классификацию печатного оборудования, эксплуатируемого в настоящее время в России, по его «генеалогии».
·                 Он (парк) может оставаться «еще от СССР». Если нынешние владельцы не стремятся его модернизировать, то они «выжимают» все, что можно (а можно еще многое) - из доставшегося. Отсюда – моральное и физическое устаревание машин + механический износ. Ну и спецов по эксплуатации такого оборудования все меньше. Т.е., налицо  возможные проблемы с ремонтами. Но эти машины «отбили» себя уже не по одному кругу и теперь просто приносят хозяевам чистую прибыль. Важно понимать, как к проблеме их неисправностей относятся сами хозяева.
·                 Он может быть импортным, но купленным «на заре перстройки» или секонд – хенд и т.п. В любом случае это – утрата связи с компанией-поставщиком и обслуживание «своими» силами, имеющими у нас тенденцию к ротации в течение максимум 3 лет. Новый же персонал, как правило, приходит к машине «с чистого листа» - мануалов нет, инструмента нет, etsetera. При этом зачастую устанавливаются новые, отличные от предыдущих, связи с некими организациями, снабжающими запчастями – не обязательно «от производителя» («рулит» их цена). И (даже) может возникнуть ситуация, когда и график составляется замены изнашивающихся деталей, и выписываются они у поставщика и - «заменяются». В кавычках – потому что на только бумаге – никакие детали реально не меняются, а есть только бухгалтерский документооборот с определенной выгодой: как для поставщика, так и для неких старающихся остаться неизвестными сотрудников предприятия. Т.е., налицо – «группа риска».
·                 Парк новых машин, но эксплуатируемых местными специалистами после их обучения «на месте» по принципу: «включил – выключил, дальше сам». В связи с чем, оборудование по своим качественным параметрам быстро приближается к описанным выше группам.
·                 Парк новых машин, обслуживаемых «по уму». Это предусматривает обучение/стажировку печатников/механиков в сервисных центрах фирм – поставщиков оборудования с выдачей сертификата, подтверждающего квалификацию, наличие (и выполнение) графика сервисного обслуживания оборудования, прочные связи с компанией - поставщиком и прочая-прочая.
О «спецах».
Современное профессиональное обучение у нас плачевное, что относится и к полиграфии. В связи с этим в отрасли, как и везде, нашлись талантливые самоучки (благо – в полиграфии, наравне с медициной и строительством у нас каждый считает себя спецом). Это касается как работников, непосредственно эксплуатирующих оборудование, так и людей, его починяющих. И все они приносят с собой багаж работы в прежней отрасли – хорошо, если немного похожей на полиграфию.
Это же все чаще стало относиться и к административному аппарату, который находит себя в том, что «бережет хозяйскую копейку», покупая всё – в том числе и рабочих - подешевле. Результат – один из видов простоя печатной машины, обобщенно называемых «неисправность».
Неисправности разные.
·       неисправность, вызванная неграмотной эксплуатацией машин.
·                 неисправность, связанная с непреодолимыми обстоятельствами (например, «электричество кончилось», а машина под прессами, да еще и с включенной лаковой секцией).
·               неисправность, вызванная изношенностью одного из узлов машины, о которой все знали, но откладывали замену «на потом» - «неудачно запланированная» остановка.
·                  простои, выглядящие как неисправности машины, на самом деле вызванные сочетанием нарушений технологии, поскольку – кто такой - квалифицированный технолог полиграфического производства – на этом самом производстве и не знают. Если таковой приходит и выполняет свою работу, он налаживая, производство, устраняя/сокращая простои, связанные с вышеописанным портит отношения со всеми, какое-то время наслаждается плодами своего труда, «ничего, при этом, не делая», а потом его увольняют при первой претензии заказчика, поскольку он всегда «крайний» и надоел тем, что «лезет».
Последующее изложение людям бывалым будет ностальгически напоминать рекомендации времен plusquamperfectum.
Для обеспечения задачи бесперебойной работы печатной машины следует разработать, а главное - выполнить комплекс организационно - технических мероприятий, формализующих понятие «Техническое обслуживание полиграфического оборудования», или, говоря на новоязе: «сервис».
Планирование работ по техническому обслуживанию машин
Оно традиционно  разделяется на перс­пективное, годовое   и   месячное.
·                  Перспективное - распределение текущих ремонтов по годам так, чтобы трудоемкость ремонтов по каждому году была примерно одинаковой.
·       Годовое - помимо непосредственно ремонтных   работ, учитывает   ежемесячные профилактические осмотры и проверки.
·       Месячное, при котором один раз в три месяца предусматривается профилактическая проверка печатных машин; при необходимости одна из них заменяется текущим ремонтом. В месяцы, когда не планируются проверки или ремонт, проводятся профилактические осмотры. 
Как аукнется, так и откликнется
Есть типографии, где на каждую автомашину заведена отдельная папка, в которой отражается вся ее «биография»: покупка, замена деталей, ТО и пр. В то же время, вся информация по основному производственному оборудованию (при довольно обширном его парке) сведена в один общий «регистратор». Но будем считать, что это – исключение и мы говорим о предприятии, где практически реализуется комплекс работ по техническому обслуживанию печатных машин.
Тогда на каждую машину составляется эксплуатационный паспорт.
Первая страница паспорта
Эксплуатационный паспорт машины
наименование предприятия___________________________________________
наименование оборудования______________________________________________________
1.          Инвентарный №___________ ____________________________________
2.    Завод-изготовитель (фирма) ____________________ _______________
3.    Тип (модель) __________ _______________________________________
4.    Заводской №____________ _______________________________________
5.    Год выпуска___________ _______________________________________
6.    Дата ввода в эксплуатацию____________ _________________________
7.    Место установки (цех. участок)__________________ ______________
8.    Ответственный за эксплуатацию машины _____________________ ___
9. Балансовая стоимость машины___________ руб.
10. Восстановительная стоимость машины__________ руб.
Вторая страница паспорта
1. Основные технические данные______________________________
2. Электродвигатели________________________________________
а) №______________________ _______________________________
б)   тип __________ _________________________________________
в)   мощность (кВт)___________ _____________________________
г)   частота вращения, оборотов в минуту__________ ___________
3. Цепи, №___________ _______________________________________
а)   тип__________
б)   шаг __________
в)   ширина __________
г)   диаметр ролика __________
д)   длина __________
4. Ремни __________
а) тип___________
б) сечение_______________________
в) длина     ____________________
5.    Материалы_______________________
6.    Подшипники______________________
а)   тип ___ ______________________
б)   № ____ _______________________
7. Система смазки____________________
а)   вид смазки_____________________
б) сортсмазочногомасла_________
в)расходмаславсмену__________
Третья страница паспорта Плановыйремонтмашины
Время проведения ремонта
Вид
ремонта
№ ведомости
дефектов,
по которой
проводится
ремонт
Описание произведен­ного ремонта с перечисле­нием заменен­ных деталей
Фамилия
бригадира, произво­дившего ремонт
 
Количество часов произ­водственного
простоя
Четвертая страница паспорта Неплановый ремонт машины
Дата
Описание поломки или аварии
Причины поломки или аварии
Количество часов производственного простоя
Примечания
         
 Если таковые паспорта в типографии не ведутся, то инженеры сервисной службы фирмы – поставщика как правило ведут подобные «истории болезней» «у себя» всех машин, проданных и установленных. И в этих «скорбных листах» отражены все случаи вызова, их причины, результаты работ, собственные рекомендации и реакция на них владельцев машин.
      При грамотной технической эксплуатации машины штат, ее обслуживающий, должен выполнять ежесменный наружный осмотр, смазку и чистку, устраняет мелкие неисправности и регулирует отдельные механизмы. А сотрудники ремонтной/сервисной службы - контролировать правильность технической эксплуатации машины и устранять более серьезные неисправности.
На каждой машине должен быть журнал передачи смен, в котором посменно отмечается ее техниче­ское состояние, отклонения от нормальной работы и мероприятия по их устранению; фиксируются даты проведения осмотров, проверок и ремонта и их результаты.
Журнал передачи смен
Смена, дата (чис­ло,   месяц, год)
Обнаруженные неисправности
Количество часов производственного
простоя
Смену сдал
Смену принял
Отметка об устранении неисправности
Замечания по технической эксплуатации машин
             
Руководство цеха ведение журнала контролирует, оставляя в нем свои подписи, а при необходимости – и соответствующие распоряжения. В противном случае вся надежда на то, что один сказал, другой запомнил, а кто-то выполнил.
Не реже одного раза в месяц должны проводиться профилактический осмотр и чистка машины, для чего в производственном графике выделяется время, необходимое на эту операцию. Работа эта круглосуточная; в чистке участвуют все бригады, эксплуатирующие машину, под руководством механика/сервисного инженера или руководителя, выполняющего его функции. При этом выполняются   частичная разборка, детальная чистка и смазка машины,   а также выявляются и фиксируются в журнале  все подлежащие замене детали. Если же упомянутого руководства не будет – чутье подсказывает, что в лучшем случае детально разобрана и смазана будет только одна секция машины, а остальные слегка протерты и подрегулированы под нее.
После чистки желательно проведение пробной печати с использованием подробных тестовых шкал, «отвечающих» за состояние отдельных узлов машины, и анализ результатов; все это отражается  в журнале, являющемся, таким образом, «историей болезни» машины.
Подобными работами могут руководить как работники предприятия, так и сотрудники сервисной службы той фирмы, которая эту машину поставила. Последние более желательны  – они все знают, все умеют и люди они независимые в своих оценках состояния и эксплуатации машины, но - им нужно платить. Поэтому и вызывают их в крайнем случае - когда машина вдруг и решительно отказывается работать. Но до этого еще нужно «дожить», если, повторяю, «все по уму», для чего в процессе эксплуатации машины предусмотрены  ремонты текущие.
 
Текущий ремонт
Выполняется по мере необходимости: заменяются и восстанавливаются от­дельные детали и узлы или устраняются последствия их из­носа, вос­станавливаются нормальные зазоры между со­пряженными деталями в узлах и механизмах, а также точность их работы.
В соответст­вии с годовыми и месячными планами-графиками на оборудование, останавливаемое на ремонт, должны быть составлены предварительные ведомости дефектов.
Ведомость дефектов
На машину____________________________________________________________
Модель______________________________________________________________
Завод – изготовитель___________________________________________________
Год выпуска__________________________________________________________
Серийный номер_______________________________________________________
№ п/п
Дефекты, под­лежащие устранению
Требующиеся сменные детали
№ детали по каталогу
Количество деталей, подлежащих   замене
Отметка о выполнении
Способ устра­нения дефек­тов
Объем работ
Затраты на ремонт
                 
Присутствие инженеров сервисной службы фирмы – поставщика при устранении обнаруженных дефектов желательно, поскольку деталь (заказанную и полученную на фирме-изготовителе) они установят быстрее и с гарантией, да и машину быстрее разберут - соберут - настроят.
Но на такую роскошь сегодня соглашаются не все. Детали для замены заказываются «кое у кого», неким образом доставляются (главное – подешевле) и устанавливаются своими силами. Как нетленно выразился Шарапов: «Мне эти деньги душу согреют…». Но, к сожалению, «греют душу» такие деньги очень недолго, потому что проведенный  подобным образом плановый ремонт «планирует» ремонт неплановый.
 «Нечаянная радость»
Неплановый - ремонт, связанный с поломкой / повреж­дением узлов, механизмов или отдельных деталей машины, выполняемый вне ремонтного графика. Согласно сложившейся в отрасли традиции,  этот ремонт называют ава­рией, причинами которой, в основном, являются:
Несоблюдение правил технической эксплуатации (тема вечная, в т.ч., см. выше).
Нарушение графика технического обслуживания машины (см. п.1).
Низкое качество ремонта и монтажа оборудования (см. там же, плюс недостаток  квалификации обслуживающего персонала).
Скрытый брак в деталях оборудования (поскольку поставщиков «фирменных» деталей, стоящих «сущие копейки», сегодня немеряно).
Недоста­точная квалификация рабочего или его неудовлетворительный инструктаж (см. пп. (1-3).
          Подобное происшествие принято оформлять актом.
 
 
 
 
УТВЕРЖДАЮ:
       Директор
                                                                                                                    (наименование предприятия)
«          »                         20       г.
АВАРИЙНЫЙ АКТ №______
1. Время аварии (год, месяц, число, час, мин) _________________ ________
2. Цех, в котором произошла авария_________________________ ________
3. Наименование машины, ее заводской №____________________ ________
4. Фамилия рабочего, обслуживающего машину_______________ ________
5. Фамилия мастера участка, па котором произошла авария_______________
6. Описание аварии__________________________________________________
___________________________________________________________________
7. Причины, вызвавшие аварию ____________________________ _________
_____________________________________________________________________
4.    Были ли подобные аварии на машине в течение последнего года
________________________________________________________________________
________________ _______________________________________
9. По чьей вине произошла авария __________________________ ____________
10. Проходил ли виновник инструктаж по правилам технической эксплуатации
данного типа машины, если проходил, то когда (год, месяц, число)_____
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________
10.     Мероприятия по ликвидации аварии и предупреждению их в будущем
_____________________________________________________________________
 13. Дата ликвидации аварии________________________________ __________
14.Продолжительность простоя машины в ремонте из-за аварии
_____________________________________________________________________
15. Стоимость работ по ликвидации аварки     ________________ __________
Комиссия:
Председатель______________
(фамилия, и., о.)
Члены _____________________________
(фамилия, и., о.)
«____ » ___________  20____ г.
В   нем   дается   краткое описание аварии и причины ее возникновения и мероприятия по ее ликвидации и недопущению подобных происшествий в будущем в будущем.
Для изучения и устранения причин аварий в цехе нужно вести журнал-регистратор аварий по форме, представленной ниже.
Наименование и модель машины, краткое описание аварии
Несоблюдение правил технической эксплуатации
Несоблюдение графиков технического обслуживания, низкое качество ремонта или монтажа оборудования
Недостаточная квалификация рабочего
Недостаточный инструктаж рабочего
Неудовлетворительное содержание рабочего места
           
«За чей счет праздник».
               Независимо от того, какая из приведенных выше причин, в конечном счете, приводит к простою машины, это вызывает как прямые, так и косвенные убытки. Следует понять, как их считать.
Наиболее универсальный - «среднепотолочный» способ – умножение часов простоя на стоимость машино-часа работы машины. Они примерно известны для каждого типа оборудования, что облегчает расчеты, но не осознание потерь.
Минус неполученный доход от конкретного заказа, отягощенный необходимостью его переразмещения, плюс штрафные санкции от заказчика, а если он – постоянный – риск его окончательной потери, что уже совсем другие деньги.
И если п.п. 1, 2 и 5 – это совсем «внутреннее дело» администрации предприятия, решаемое ею по заветам Э. Потье – «своею собственной рукой», то п.п. 3 и 4 – результаты экономии предприятия на вызове сервисных инженеров фирмы - поставщика и фирменных же подлежащих замене деталях.
Если на вызове еще как-то можно сэкономить, например, путем телефонной/mail/факс консультации с фирмой – поставщиком (если собственные механики/электронщики достаточно вменяемы), то итог замены вышедшей из строя фирменной детали на «очень похожую», но дешевую печально предсказуем. Кстати, руководитель типографии, вряд ли согласный на замену детали в собственном джипе на купленную в ближней подворотне, легко соглашается на подобную замену в печатной машине – кормилице.
Результат – недополученные прибыли, из коих можно было не поскупиться как на вызов специалиста, так и на приобретение фирменных деталей. (Вопросы восстановления вышедших из строя деталей в данной статье не рассматриваются, поскольку фирмами – поставщиками оборудования не приветствуются).
О   запасных   частях
Если полиграфические материалы можно сравнить с кровью живого организма полиграфического предприятия, то запасные части к печатным машинам можно приравнять к его лимфе.
Согласно доставшимся нам от прежних времен методикам, изложенным в «Положении о планово-предупредительном ремонте полиграфического оборудования», годовая потребность в оборотных средствах за запасные части может быть опреде­лена как 2—3% от балансовой стоимости печатной машины.
Главному механику или сотруднику, выполняющему его функции, при планировании бюджета предприятия на следующий год желательно зафиксировать определенную сумму на приобретение запасных частей. Это не означает «замораживания» части денег в бюджете предприятия, но в то же время избавляет его от необходимости выпрашивания позарез нужной суммы у руководства, если таковая статья расходов предусмотрена не была. В то же время, если реальные расходы на запчасти и вызов сторонних специалистов в текущем году окажутся меньше запланированных, то часть неизрасходованной суммы из этой статьи расходов можно (правда, не факт, что дадут) испросить на стимулирование сотрудников, так грамотно машину эксплуатировавших.
 
Сервис как непознанная необходимость.
Согласимся, что технический уровень печатного оборудования, эксплуатируемого сегодня российскими предприятиями, зачастую опережает квалификацию обслуживающего ее персонала. В результате – до обидного непредсказуемые простои и поломки машин. Что и способствует современному толкованию термина «сервис» как «ремонт». Давайте уточним.
Практически любая российская компания, продающая полиграфическое оборудование, представляет и сервисные услуги. Обязательные – до истечения срока гарантии. Договорные - в послегарантийный период.
В принципе, отношения между фирмой-поставщиком и типографией могут ограничиваться единоразовыми работами - на основании вызовов типографией сервисных инженеров компании – поставщика.
Если такие работы выполняются в течение одного дня, то договор не составляется, а результат работ закрывается актом. А вот если длительность работ предсказуемо превышает один день, то договор заключить стоит, поскольку аккордная оплата работ исполнителя как правило обходится типографии дешевле их почасовой оплаты (помноженной к тому же на количество инженеров исполнителя, эту работу выполнявших).
Плановые работы сервисных инженеров компании – поставщика выполняются в типографии заказчика на основании договора (как правило – годового с возможностью последующей пролонгации) о сервисном обслуживании.
Выбор между п.п. 1 и 2 зависит от того, насколько в типографии хорошо отстроена работа службы, отвечающей за бесперебойную работу оборудования, и есть ли она вообще. Если она имеется, возможен первый вариант, но – в любом случае – второй надежнее. Заказчику следует просто уяснить, что он хочет получить в конечном итоге. Совершенно очевидно – бесперебойно работающую печатную машину – и в соответствии с этим достаточно подробно продумать условия договора. Обычный сервисный договор предусматривает ежемесячный профилактический осмотр и ремонт, не требующий замены деталей, а также регулировки машины, выполняемые сервисными инженерами организации, с которой этот договор заключили. Как правило, такой договор заключается с компанией - поставщиком оборудования; при этом мотивы – очевидны (но  могут быть и исключения). В договор можно включить пункт о внеочередном выезде сервисных инженеров в случае экстренной необходимости ремонта машины. Под внеочередным понимается не только выезд сервисных инженеров исполнителя помимо оговоренных, плановых, но и – вне очереди в графике вызовов на ремонт, имеющихся у исполнителя. При этом следует различать реальную потребность заказчика в ремонте/наладке, возникшую вследствие непреодолимых заказчиком обстоятельств и  желание лишний раз подрегулировать машину «чужими руками». В последнем случае сервисные инженеры исполнителя все равно выполняют указанные работы (раз уж приехали), но вправе выставить отдельный счет за предоставленные услуги, не оговоренные договором. Как правило, такая ситуация складывается, если заказчик и исполнитель расположены в пределах двух-трехчасовой досягаемости друг от друга. Заказчики, расположенные далее, ведут себя более спокойно и лишний раз исполнителя по пустякам не «дергают».
Но возможно и заключение договора о сервисном обслуживании, когда заказчика и исполнителя разделяет существенное пространство, что особым препятствием не является (в наше время для того, чтобы перелететь из конца в конец страны требуется часов девять – десять). В этом случае в договоре прописываются условия плановых приездов – время (скажем, первая неделя каждого месяца) и варианты оплаты проезда и проживания сервисных инженеров исполнителя. Кстати, график плановых посещений согласовывается и в случае, когда заказчик и исполнитель расположены в одном городе/регионе, поскольку и у того, и у другого есть собственные графики текущих работ.
 Подобное согласование неплохо разрабатывать в соответствии с упоминаемым «Положением о планово – предупредительном ремонте…», ориентированном, правда, на отечественную технику. Тем не менее, поскольку «каждый устав писан кровью», «Положение» ценно и поныне системным подходом к проведению ремонтных работ, толкуемых ныне как сервисные. Пользуясь его рекомендациями (с коррекцией под конкретные условия) можно ввести любую процедуру их оформления – от рукописного графика, до продвинутого компьютерного сетевого планирования - лишь бы эти графики соблюдались.
 
«Пусть машина служит долго»
Для этого следует для себя уяснить ряд условий.
·                 Сервисные работы не могут рассматриваться типографией как прихоть руководства, обуза или ограничение получения прибыли в виде ежемесячной «недопечатки» нескольких заказов. Ежемесячно выделяемое на профилактику время окупается последующей плановой сдачей тиражей – без простоев, допечаток и перепечаток, каковые и являются истинным бедствием планово работающего предприятия и истинной причинной недополученных прибылей.
·                  Оптимально обеспечит работу по техническому обслуживанию машины сервисный договор.
·                 При этом сервисные работы не должны стать обрядом. Для их выполнения необходимо жесткое руководство; в противном случае все сведется к процедуре: разобрали одну секцию - промыли – собрали, а остальные – в следующий раз, каковой может и не наступить: машина откажет – и все. Как правило, такое руководство могут оказать сервисные инженеры исполнителя, которым внепланово приезжать на ту же машину и вдобавок выслушивать претензии заказчика не интересно.
·                 Сервисные инженеры компании – продавца быстрее устранят неполадки, квалифицированнее настроят машину, дадут требуемые рекомендации по ее эксплуатации и своевременной замене деталей и постепенно приучат к  этому сотрудников типографии.
Ограниченный объем статьи не позволяет объять эту действительно многоуровневую проблему целиком, но, тем не менее,  выполнение всего вышесказанного продлит «жизнь» машине, равно как и (при необходимости) повысит ее ликвидность на рынке вторичного оборудования.
При этом основные положения статьи (с необходимыми поправками) можно распространить на сервисное обслуживание всего парка полиграфического оборудования типографии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Журнал Компью-Арт № 11 2011г.

 
Контактная информация:

Адрес: 111033, г. Москва, Золоторожский Вал, д.11, стр. 1
Телефоны: (495) 933-30-40, 663-38-35, 988-16-42
Факс: (495) 933-30-40
e-mail: animar@animar.ru
© 2007 ООО "АНИМАР ГРАФИКС"
Разработка
сайта




Вход для пользователей