Публикации | Эффект «бабочки»

С.А. Сергеев, к.т.н., доц.,
технический директор
ООО «Анимар»
sergeev@animar.ru

Эффект «бабочки»
О терминологии и технологии.
Следует признать, что термин «butterfly» – «бабочка», используемый в некоторых зарубежных изданиях, для обозначения технологии изготовления фотоальбомов, действительно, удачен. В самом деле, яркие листы фотоальбомов своими разворотами напоминают крылья бабочки.
Современный бум цифровой фотографии успешно вытеснил с потребительского рынка классическую аналоговую («пленочную») фотографию и цветной принтер А3 формата становится привычным предметом домашнего обихода. При всех недостатках по ряду качественных характеристик принтерная распечатка имеет перед классическим фотоотпечатком несомненное эксплуатационное преимущество. Если последний не рекомендовалось сгибать во избежание повреждения /разрушения эмульсионного слоя в месте сгиба, то бумага принтерной распечатки в подобных условиях ведет себя почти как полиграфический оттиск.
Технология изготовления фотоальбомов достаточно проста и экономична, а ее особенности позволяют использовать при изготовлении фотоальбомов распечатки, изготовленные на любом цифровом печатном оборудовании и практически на любых сортах бумаги или пленки. Сначала подбирается комплект подготовленных панорамных распечаток – разворотов одинакового размера в последовательности расположения их в блоке. Затем они бигуются вдоль короткой стороны и фальцуются изображениями внутрь, формируя четырехстраничные тетради, готовые к сборке; четвертая страница первой тетради и первая страница второй склеиваются. При простейшем варианте склейки – двухсторонней липкой лентой так, чтобы между склеенными страницами не было зазора и смещения. Соответственно, четвертая страница второй тетради склеивается с первой страницей третьей – и так, пока не сформируется блок фотоальбома, уже готовый к вставке в переплет. Если исходные фотоотпечатки были А3 формата, из сложенных пополам разворотов листов формируется альбом книжной ориентации формата А4.
Описанная технология неплоха для штучного производства ручным способом. Там, где нужен минимальный (более 10 экз.) тираж с повторяемостью качества, желательна, по крайней мере, механизация.
Современное книгоиздание все более «разворачивается» в сторону выпуска продукции on demand с использованием цифровых технологий. Это вызвано неуклонной тенденцией сокращения тиражей при расширении ассортимента изданий – как по количеству выпускаемых наименований, так и по их видам. В этом случае методы изготовления фотокниг являются, в том числе, полигоном для отработки технологий и создания концепции послепечатного оборудования, соответствующего уникальным возможностям цифровой печати.

Теперь подробно
Для начала следует увеличить поверхностную прочность цветных цифровых отпечатков, потому что именно от нее будет зависеть количество раскрываний фотоальбома. Распечатки можно ламинировать или лакировать. Это, помимо увеличения прочности разворотов, повышения долговечности фотоальбома, еще и улучшит его внешний. Не отвлекаясь на ламинирование, где рынок предложений на подобное оборудование и матералы давно пресыщен, обратимся к лакированию. При этом уясним, что традиционные для полиграфии способы и оборудование лакирования цветных принтерных распечаток малого формата вызовут вполне понятные сложности, поэтому для подобных целей технология и оборудование нужны «свои». Такое оборудование сегодня выпускается по всему миру – от американской фирмы Hewlett- Packard до китайской Jinan Jinri Filming Equipment Co., Ltd (или наоборот, поскольку последняя специализируется во всем, что связано с производством фотоальбомов и многое в том преуспела). Но, конечно, есть и другие.
Например, фирма Kisun (Южная Корея) для этих целей выпускает серию цифровых лакировальных автоматов Digi Coater. Серия насчитывает 17 автоматов, различающихся шириной лакового покрытия – от 300 до 914 мм, а также материалом покрытия. В основном это УФ – отверждаемые лаки, придающие фотоотпечаткам желаемые характеристики. Автоматы, наносящие их, имеют маркировку Digi UV Coater, например Digi UV Coater RDC – 36R2T с шириной полосы отверждения 914 мм. Это компактный многофункциональный лакировальный аппарат для лакирования оттисков малоформатных цифровых печатных машин. Автомат Digi UV Coater - система «три в одном»: для нанесения УФ - лаков, праймеров и ВД-лаков на оттиски. Digi UV Coater лакирует оттиски, отпечатанные на большинстве офсетных и цифровых машин, струйных принтеров и фотопечатающих устройств. Конструкция Digi UV Coater обеспечивает простоту работы на протяжении всего цикла. Операции нагрева, подготовки, выбора вида отделки, нанесения покрытия и очистки полностью автоматизированы. Регулировка автомата осуществляется с удобного сенсорного пульта управления. Digi UV Coater лакирует глянцевым и матовым лаками, формируя текстурные поверхности разного профиля.



Рис.1. Лакировальный автомат Digi UV Coater RDC – 36R2T фирмы Kisun (Южная Корея)
Стандартная комплектация автомата включает устройства нанесения грунтовых и лаковых покрытий, автоматический насос для подачи лаков с автоматом их дозации, сушильное устройство, транспортер, устройство автоматической смывки лака и сенсорную панель управления. Листы готовы к биговке, фальцове и подборке. Поскольку данные операции для полиграфии традиционны, отметим лишь специфику.
«По-мокрому».
Речь пойдет об «альфе и омеге» формирования альбомного блока – технологии его скрепления. Сегодня ее можно условно разделить на «мокрую» и «сухую». Одновременное использование обеих технологий подразумевает наличие у них достоинств, компенсирующих недостатки конкурирующей технологии.
При «мокрой» технологии формирование книжного блока осуществляется из тетрадей после нанесения на соответственно, четвертые страницы первой или первые страницы второй соединяемых тетрадей, жидкого клея (ПВАД или его аналогов). Клей наносится вручную или на специализированном пооперационном клеемазальном оборудовании, а также непосредственно в соответствующем модуле машины для изготовления фотокниг.
После нанесения клея тетради соединяют друг с другом по клеевому слою в заданной последовательности. Сформированный блок запрессовывают и выдерживают под прессом в течение времени, необходимого для удаления излишков влаги из пространства между склеенными страницами и/или полимеризации клея. Прессование помогает также избежать коробления его листов в процессе сушки. Причиной коробления может быть, например, неучтенное направление отлива листов - основы принтерной фотобумаги - в какую сторону она будет закручиваться при увлажнении? Поэтому при «мокрой» технологии сборки не только желательны, но и необходимы картонные листы – прокладки («лейнеры»), вставляемые между соединяемыми тетрадями. В этом случае клеем промазываются соединяемые листы обеих тетрадей. Прежде всего, это повышает жесткость всего альбомного блока. Ну и затем – если прокладок нет, то водорастворимому клею просто «некуда будет сохнуть» (вспомним, что для упрочнения поверхностей цифровых фотоотпечатков мы их ламинировали или лакировали водопрочными покрытиями). При этом, если хочется, чтобы развороты фотографий раскрывались на 1800, фальцы склеиваемых тетрадей должны ненамного выступать за линию лейнеров. Ну и желательно, чтобы картон был, например, бескислотным, т.е., со временем не вступал в химическое взаимодействие с красителями фотоотпечатка. Конечно, изготовителю это будет уже неинтересно, а вот заказчику это продлит «жизнь» его фотоальбома.
Если при формировании блока оператор ошибся в последовательности подборки тетрадей или просто перевернул одну «вверх ногами», то при среднем объеме подобранного блока у него есть время, заданное полимеризацией клея, за которое он может исправить ошибку. После высушивания ошибка становится неисправимой и заказчик может согласится принять изделие только после разъяснения уровня: «Дизайн такой». Если водорастворимый клей типа ПВАД заменить на другие виды жидкого клея, некоторые из названных проблем отпадут, но могут появиться другие.
Высушенный блок подрезается с трех сторон и вставляется в переплетную крышку. При этом первая станица первой тетради блока и четвертая страница последней или крепятся к форзацам, или выполняют их роль. Вставка может осуществляться как вручную, так и на пооперационном оборудовании или в машине для полноциклового изготовления фотоальбомов. При использовании для вставки жидкого клея привертка готовых альбомов также запрессовывается и выдерживается под давлением до высыхания клея.
Оборудование для «мокрой» технологии изготавливается фирмами Beijing HengYin Machinery Manufacturing, Jet Digital Image Technology (Китай), Hail Trading (Южная Корея), Durst (Италия), Kisun (Южная Корея).
Например, компания Kisun, специализирующаяся в данном направлении, предлагает компактный автомат Digi Binder 301, согласованный с форматами типовых цифровых печатных машин для печати книг on-demand. Он реализует «мокрую» технологию скрепления листов – на основе жидких клеев. Система двустороннего нанесения клея позволяет избежать сложностей скрепления блоков из бумаги большой удельной массы в процессе производства фотокниг, отпечатанных на цифровых печатных машинах. Автомат позволяет изготавливать альбомы с твердыми страницами путем прокладки листов картона между внешними страницами смежных тетрадей.

Рис.2. Автомат для изготовления фотоальбомов Digi Binder 301 фирмы Kisun (Южная Корея).
Стандартная комплектация автомата включает:
•Сенсорный пульт управления
• Пневматический самонаклад
• 4-х валковую система нанесения клея и обжима с микрометрическим регулированием толщины клеевого слоя
• Пневматическое устройство обжима
• Картридж клеемазальных валиков, обеспечивающий простоту его извлечения,
для очистки и последующей установки
• Резервуар для клея большой емкости
• Систему автоматической подачи клея
• Дренажную насосную систему.
«По-сухому»
«Сухая» технология скрепления блоков имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам относят исключение процессов, связанных с сушкой и всех вытекающих отсюда неудобств, простота формирования блоков фотоальбомов, расширенная – по сравнению с «мокрым» способом - возможность исправления ошибок при сборке блока, невысокая стоимость работ.
«Сухая» технология реализуется оборудованием компаний Unibind (Италия), Jinan Jinri Filming Equipment, Beijing HengYin Machinery Manufacturing, Jet Digital Image Technology, Uni-Color (КНР), Maping (Финляндия) и др. Оборудование, выпускаемое ими, различается по составу, конструкции и степени автоматизации. Как и оборудование, реализующее «мокрые» технологии, оно делится на ручное, пооперационное и агрегаты
Ручной или «домашний» вариант «сухой» технологии использует для скрепления блоков двухстороннюю липкую ленту, наклеиваемую после биговки и фальцовки тетради по ее контуру и фальцу по внешней стороне тетради. Когда с липкой ленты снимается защитный слой, на нее накладывают очередную тетрадь. Сформированный блок желательно обрезать с трех сторон, поскольку ручная сборка особой точности совмещения внешних краев тетрадей не гарантирует. Затем блок вставляется в переплетную крышку, причем, в данном случае «ручники» отдают предпочтение жидкому клею, который после высыхания «подтягивает» альбом.
При механизированном/автоматизированном производстве вместо достаточно узкой бытовой липкой ленты применяется промышленная, ширина которой равна ширине сфальцованной тетради или специальные картонные / полимерные листовые прокладки с двухсторонним нанесением термоклея.
На рис. 3. представлен полуавтомат для изготовления фотокниг 12PBW-A фирмы Beijing HengYin Machinery Manufacturing (КНР).


Рис. 3. Полуавтомат для изготовления фотокниг 12PBW-A фирмы Beijing HengYin Machinery Manufacturing (КНР)
По существу это малая поточная линия, поскольку в его составе – основные модули, необходимые для производства фотокниг с использованием так называемой «сухой» технологии, на базе самоклеящихся материалов:
• Биговальный (creasing)
• сборки книжного блока (вон оно, butterfly binding, «бабочка»)
• склейки и прессования (nipping and joint pressing),
• обрезки (cutting)
• изготовления обложек (making hardcover)
• хранения полуфабрикатов и заготовок (tool cabinet and collecting basket)
Полуавтомат прост в эксплуатации, обслуживается одним оператором, занимает ограниченную площадь и может использовать различные варианты двухсторонних самоклеящихся поверхностей.
Но у «сухой» технологии есть и свои недостатки. Если бумага фотографии достаточно тонкая, то на разворотах будут видны контуры липкой ленты, что ухудшит качество их восприятия. При этом склеенные без лейнеров тетради не будут иметь достаточной жесткости, особенно при форматах разворотов А3. Поэтому в профессиональном оборудовании используются лейнеры с двухсторонним нанесением на них термоклея. При этом предпочтение следует отдавать картонным, поскольку синтетические (например, ПВХ) могут при термосклеивании выделять пары, постепенно влияющие на красители принтерной распечатки, что в конечном итоге влияет на общее или локальное изменение их цветового тона.
В качестве достойного примера агрегата для сборки фотоальбома по «сухой» технологии можно представить один из серии полуавтоматов, выпускаемых компанией Unibind (Италия) - PHOTOSTORY CTB MAXI, (рис4).

Рис. 4. Полуавтомат для изготовления фотоальбомов «сухим способом PHOTOSTORY CTB MAXI компании Unibind (Италия).
Цветные распечатки, из которых формируют тетради фотоальбома, бигуются в специальном модуле полуавтомата, а затем фальцуются вручную. В полученные четырехстраничные тетради вставляют листы калиброванного пластика, предназначенные для обеспечения последующего раскрытия внутреннего разворота тетради на 1800. Из подготовленных таким образом тетрадей подбирается блок фотоальбома. Затем между каждыми «лицевыми» сторонами двух соседних тетрадей укладывают листы картона с нанесенным на обе стороны термоклеем. Лейнеры укладываются со смещением порядка 2 мм по отношению к корешку тетрадей, что обеспечивает раскрываемость разворота на 180°. Поскольку одновременного с подборкой блока склеивания - как в «мокром» способе - пока нет, в случае обнаружения ошибки в подборке ее можно исправить.
Затем блок запрессовывается и в таком виде «запекается», т.е., нагревается до температуры плавления термоклея, выдерживаясь при ней определенное время, необходимое для скрепление блока. Он под давлением остывает, после чего из блока вынимают пластиковые вставки - и он готов к рутинным операциям: обрезке с трех сторон и подготовке к вставке в переплетную крышку.
Но, конечно, используют и полимерные лейнеры, например, в серии машин китайской компании Jinan Jinri Filming Equipment Co., Ltd.

Рис. 5. Полуавтомат Album machine ST-6. Компании Jinan Jinri Filming Equipment Co., Ltd.
Например, ее полуавтомат Album machine ST-6 (рис.5) выполняет операции:
• биговку,
• сборку блока на пневматическом сборочном столе,
• склеивание блока фотоальбома в термопрессе,
• обрезку блока в резальном агрегате.
Материал, используемый для сборки фотоальбома: термо - ПВХ, термопленка ПЭТ, самоклеящаяся ПВХ - пленка.
Кстати, самоклеящиеся лейнеры можно использовать и при ручной сборке. Они покрыты с обеих сторон защитными листами с обеих поверхностей; при сборке блока эти листы снимаются, а лейнеры вставляются между тетрадями. Но для автоматов все - таки предпочтительна лента.


Пооперационная обработка
Достоинством единого агрегата для изготовления фотоальбома являются его сравнительно небольшие размеры при полноцикловости изготовления блока, а то и всего фотоальбома в целом.
Но – «три в одном» удобно не всегда и не всем. Некоторые предпочитают пооперационное оборудование. Для таких фирма Photobook Technology (Швейцария), выпускает комплекты, включающие: биговально - фальцевальный автомат Mitafold, автомат для изготовления блоков фотоальбомов Mitamax и книговставочный автомат Mitabook. Полная линейка.
Автомат Mitafold (рис.6) осуществляет биговку, фальцевание и обжим отпечатанных листов для дальнейшего изготовления книжного блока фотоальбома. Использует матричный метод фальцевания (мягкий складывающий карман и аккуратный прижим после фальцовки) и изготавливает высококачественные, точно позиционированные страницы для производства фотокниг. Независимо от направления волокон и структуры бумаги Mitafold бережно обрабатывает листы, запечатанные методами аналоговой или цифровой печати. Обеспечивает высокую точность позиционирования, биговки, фальцевания и обжима при скорости работы до 10 000 листов в час.

Рис. 6. Фальцевально-биговальный автомат Mitafold, фирмы Photobook Technology,
В его стандартную комплектацию входят:
• фрикционный самонаклад
• транспортер с вакуумными ремнями
• секция биговки
• фальцевальная секция
• обжимная секция
• управляющий программный контроллер
• датчик контроля длины листа
• датчик двойного листа
• счетчик листов
• счетчик тетрадей
• приемный лоток
Предельная толщина фальцуемой бумаги – 0,65 мм – это уже где - то даже картон по нашим понятиям. Тем не менее, подобный диапазон толщин используемых в фотоальбомах бумаг гарантирует надежное скрепление листов фотоальбома.
Автомат Mitamax (рис.7) используется для формирования книжных блоков, в частности, при производстве цифровых печатных и фотоальбомов, обучающих книг и небольших тиражей детских книг. Обеспечивает изготовление книжной продукции с панорамными разворотами, изготавливая книжный блок из любого числа запечатанных с одной стороны и сфальцованных пополам страниц. Выпускает идеальные по прямоугольности книжные/альбомные блоки, позволяет работать с самыми разными материалами и обеспечивая производство идеальных внутренних блоков. Автомат прост в эксплуатации; перенастройка с формата на формат занимает минимум времени. Управление осуществляется с TouchSreen панели. При этом отсутствуют специальные требования по размещению: автомат может работать как в офисных, так и в непромышленных помещениях. Производительность - до 70 цикл/мин – обеспечивает промышленное изготовление малосерийных тиражей.

Рис. 7. Автомат для изготовления блоков фотоальбомов Mitamax фирмы фирмы Photobook Technology, Швейцария.
Автомат состоит из:
• фрикционного самонаклада,
• клеевой секции,
• секции сборки и обжима блоков
и обеспечивает производительность сборки до 4200 блоков в час.
Автомат Mitabook (рис.8) реализует принципиально новый процесс книговставки, поскольку для вставки блока его не требуется раскрывать посередине, что позволяет избежать традиционных для такой конструкции «крыльев» и повреждений внутренних сторон листов. Это особенно важно для высокохудожественной продукции, а также такой как фотоальбомы или художественно - презентационные книги и каталоги. Автомат обслуживается одним оператором, подающим книжные блоки и переплетные крышки и затем снимающим готовые книги, занимая при этом площадь 2×2,5 м. Mitabook прост в эксплуатации; смена форматов осуществляется на сенсорном дисплее. Благодаря конструкции автомата секция склеивания не нуждается в чистке даже после длительного перерыва в работе.

Рис. 8. Книговставочный автомат Mitabook фирмы фирмы Photobook Technology, Швейцария.
Автомат состоит из:
• самонаклада книжных блоков,
• самонаклада обложек,
• клеевой секции,
• секции обжима.
Управление осуществляется с сенсорного дисплея.
Пооперационное оборудование выгодно отличается от агрегатов тем, что его можно объединить в конфигурацию с дополнительным оборудованием для выполнения специального задания заказчика. Так, китайская компания Jinan Jinri Filming Equipment Co., Ltd. «в дополнение» предлагает станок для полировки и фольгирования торцов книжных альбомных блоков («богатый золотой обрез»), выполняющий обе операции за один проход. Она же выпускает оборудование для кругления уголков подобранных блоков с семью различными конфигурациями этого уголка.
Любой каприз за Ваши деньги.
Таким образом, с использованием описанной технологии и оборудования сегодня во всем мире выпускается самая разная продукция - от штучных «ручных» фотоальбомов, до тиражей цифровых книг on demand - в любых, подчас самых замысловатых вариантах оформления.
Да, забыл – у нас ещё «дембельские» альбомы делать можно.
 

Журнал printweek-russia.2012-04

 
Контактная информация:

Адрес: 111033, г. Москва, Золоторожский Вал, д.11, стр. 1
Телефоны: (495) 933-30-40, 663-38-35, 988-16-42
Факс: (495) 933-30-40
e-mail: animar@animar.ru
© 2007 ООО "АНИМАР ГРАФИКС"
Разработка
сайта




Вход для пользователей